Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.
В МБОУ СОШ с. Садовка Балтайского муниципального района Саратовской области реализуются следующие образовательные стандарты:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в 10-11 классах.
Назначением ФК ГОС является обеспечение:
- единства образовательного пространства в Российской Федерации;
- защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
- преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
- прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
- равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
- объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
- объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
- определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
- федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией;
- региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации;
- компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр - начальное общее и основное общее образование, второй - среднее общее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержден приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) реализуется в 1-9 классах.
ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Общее образование имеет три ступени:
- Начальное общее образование (1-4 кл.)
- Основное общее образование (5-9 кл.)
- Среднее общее образование (10-11 кл.)